Про сварную балку и гнутый швеллер, про ЗМК и СМЦ, про Королей и про капусту.
В предыдущих постах уже не раз поднимался вопрос о производстве СБ (Сварных Балок) и ГШ (Гнутых Швеллеров) различной геометрии, типологии и предназначенных для различных сфер применения.
Я сам пытался найти в Инете интересные материалы на эту тему, но каждый раз спотыкался либо о высоколобые размышления великих ученых о путях развития металлостроительной отрасли (в ужасающих этих самых ученых рыночных условиях), либо абсолютно несистемные заявления коммерческих Компаний на конференциях различного рода и пошива.
Вопрос, как мне кажется, не только и не столько в том – насколько применение СБ (Сварных Балок) или ГШ (Гнутых Швеллеров) может снизить металлоёмкость конкретных зданий из металлоконструкций, а в том, что в самом металостроительном сообществе пока еще весьма низок уровень культуры применения данных конструкций. Рассказы о гармонизации СНиПов и переходе на ЕвроКоды уже не первый год будоражат неокрепшие умы нового поколения Металлистов+Монажников+Высотников. Старое поколение уходит, если уже не ушло. Старики во многом с улыбкой взирают на детскую радость многих участников отрасли, взявших в руки каталог фирмы ZEMAN (www.ZEMAN.ru), предлагающей производить не просто сварные балки, а балки с гофрированной стенкой – «Ну, вишь чо австрияки придумали!!!»:
Невдомёк многим новым (даже на нашем метало строительном рынке), что этот конструктив был придуман и применён в добрые Советские времена в зданиях системы Алма-Ата, Ружена …
А тут еще металлотрейдеры заявляют о своих планах производить СБ и ГШ – просто диву даёшься.
Что же будет? Куда кривая выведет?
Если без лирики и серьезно:
Каждый нормальный ЗМК (мощностью от 4 000 до 20 000 тонн металлоконструкций по году) на сегодняшний день вполне в состоянии поставить средний комплекс оборудования для производства СБ (сварной балки):
- Листоправильную машину,
- Агрегат термической резки листа,
- Участок стыковки полос,
- Машину для сборки СБ,
- Стапель для сварки балки или (кто побогаче) автоматическую линию сварки балки,
- Машину правки грибовидности,
- Ленточную пилу,
- Дробеструйный агрегат,
- Покрасочную камеру,
- Доп. участки со сварочными полуавтоматами.
И со вкусом производить всё необходимое себе – самостоятельно. Но СМЦ-шники не отстают, а все твердят – на аутсорсинг отдай, на аутсорсинг!
А что же СМЦ? Очень часто в рамках СМЦ предполагается поставить машину по сборке + сварке балки и производить, как говорится в Каталогах - «… широкий ассортимент сварной балки оптимальных сечений». Это что такое – оптимальные сечения? Это ГОСТ-овский или АСЧМ-сортамент? Или что-то другое – доселе невиданное?
Надо понимать главное (уверен, что Доктор меня сейчас поддержит) – конкурентные преимущества не определяются производственными возможностями конкретного предприятия, они определяются КОМПЕТЕНЦИЯМИ специалистов данного предприятия.
Что касается СБ и ГШ – здесь это работает на 100%.
Например, придет в СМЦ Заказчик и спросит – сможете состыковать стенку сначала 20 мм, потом 16 мм, потом 12 мм? Причём в одной балке? Дадите заключение ОТК на неё? Сможете применить в изготовлении СБ несколько марок стали? Что ответит СМЦ? Я не знаю…
Если выпускать стандартный типоряд СБ – это, Уважаемые, опять приведёт к борьбе за 2 рубля на погонном метре. Ну, разве не так? А выпускать уникальные продукты, с которыми Вы сможете зарабатывать на тонне не 3-5 тысяч рублей, а 50-80 тысяч рублей– вот до этого надо долго расти. У некоторых Компаний нашего рынка ушло на это лет 20-30.
Теперь про ГШ (Гнутый Швеллер). Если захотелось лезть в строительный сортамент – изучите, что уже было сделано до Вас. Одна известная Компания до сих пор ищет поставщика 5 мм оцинкованного листа в России – чтобы производить свои «уникальные профили». Здания из них делать – никто не хочет учиться, там ведь думать надо. А «палки» катать – это вот Самый сладкий бизнес у нас. Только строители – чего-то «палки» эти не сильно покупать хотят. Неграмотный у нас народ – строители, не понимают своего счастья.
Для ГШ нужны Системные Решения. По-другому «слона не продать». А до них, до Системных Решений – многим никак расти не хочется. Всем опять хочется построить у себя на базе маленький такой Мет. Комбинатик и выпускать профилёчки и профилёчечки и грузить их вагонами. Время простых (читай тупых) решений уже прошло.
Разница в системности подходов у грамотного завода - производителя Стальных Конструкций и СМЦ общего назначения как у iPhone и каменного топора. Первый продает инженерно-проработанный, выверенный, грамотно просчитанный и «заточенный» под Клиента качественный ПРОДУКТ, а второй – палки и палочки «широкого назначения с оптимальным сечением».
Теперь о планах применять ГШ в автомобилестроении – тут все совсем интересно. У нас в СССР довольно большое количество ГШ применялось даже в самолетостроении. Так что – ГШ «живёт и побеждает». В свое время я плотно общался с одним известным Человеком – конструктором профилировочного оборудования, так вот он очень пытался сделать стан для профилировки одного типа ГШ, что применяется в рамах большегрузных автомобилей – никак не получалось. При плотном изучении западных аналогов обнаружилось, что при всей хитрости профиля, его необычной конфигурации, он ещё и обладал различными механическими свойствами по своей длине!!!
Именно этот комплекс свойств позволял данному профилю эффективно работать в довольно непростых режимах. Фирма – производитель данного профиля делает этот продукт только на одном заводе в Австрии, под тройным кольцом охраны. Спрашивается – причем здесь Китай?
Вот так. А у нас, понимаешь, Компания Брок-Инвест-Сервис (www.Brokinvest.ru) заявила о производстве ГШ из 3-6 мм стали, и сразу сказала (в пресс-релизе) что продавать они его буду на строительство зданий (строители-то, поди, с ног сбились – ищут 6 мм ГШ, найти не могут) и для использования в грузовом автомобилестроении. Я хочу видеть этот автомобиль. Я хочу услышать его название.
Я хочу пожелать всем приходящим на рынок стального строительства МеталлоТрейдерам:
«Учиться, учиться и еще раз учиться»(с). Сами понимаете, не моё…
Много ошибок уже было совершено – просто учтите их при написании блестящих планов захвата рынков, «мостов и телеграфов».
Кстати, хочу (в «подражание» Доктору) привести здесь не притчу, а вполне, себе живую историю:
Был я как-то раз на выставке по животноводству. Не подумайте плохого – я часто (всегда)посещаю разного рода выставки для развития кругозора и для мониторинга активности стальных строителей (коровники, птичники, свинарники – они ведь тоже из ЛМК и ЛСТК часто (почти всегда) строятся). Так вот, встретил я на той самой выставке одного Коллегу из нашей отрасли. Походили, поговорили, на коровок посмотрели – красавицы))). И вот что он мне сказал:
- Знаешь, Андрей, чем эти Друзья–Животноводы от наших Коллег кардинально отличаются?
Я говорю: «Чем же?»
- А они когда своими достижениями меряются – они телятами хвастаются, то есть финишным продуктом селекции и взращивания, а на нашем рынке до сих пор меряются – у кого профиль длиннее и толще, у кого оборудование мощнее и производительнее.))) Понятно?
Во так. Почти по Фрейду. Да не почти, а действительно по Фрейду …
Фото Компании PEM Buildings (www.PEM.com); Компания PEM Buildings - участник Международной Внеочередной Конференции (МВК) «Больше БМЗ в Киеве», Украина, 2011, которая состоится 21 апреля (ЧТВ).
Андрей Бызов (АБ)
Профессиональный консалтинг по Металлическим Кровлям и
Фасадам, ЛСТК.
Промышленный Консалтинг.
Технологический Маркетинг.